Модернизация систем городского освещения в Казахстане – Почему этого никогда не случиться?

Назад Назад

Модернизация систем городского освещения в Казахстане – Почему этого никогда не случиться?

Команда КБ Авангард вновь подготовила обзор на тему систем интеллектуального освещения в Казахстане, на этот раз решив объяснить почему инновационные решения в этой области до сих пор не прижились в нашей стране.

Команда КБ Авангард вновь подготовила обзор на тему систем интеллектуального освещения в Казахстане, на этот раз решив объяснить почему инновационные решения в этой области до сих пор не прижились в нашей стране.

Все чаще власти города заявляют о необходимости модернизации уличного освещения. Современные требования экологии и экономии электроэнергии, успешный зарубежный опыт по внедрению систем интеллектуального освещения , высокие критерии благоустройства и комфорта в мегаполисе, которым стремятся соответствовать руководители отечественных жилищно-коммунальных хозяйств – все говорит о необходимости скорейшего решения давно назревшей проблемы. Есть и конкретные примеры: ТОО КБ Авангард разработана интеллектуальная система освещения, успешно апробированная на небольшом участке в г. Алматы. На сегодня в масштабе этого участка затраты на электроэнергию снижены более чем на треть, число поломок сократилось практически до нуля: система работает стабильно и эффективно. Акиматом г. Алматы ещё в 2013 году была запланирована масштабная модернизация системы освещения. Было создано ГКП «Алматы Кала Жарык». Сейчас на его балансе все линии и опоры наружного освещения, шкафы управления. Проведена инвентаризация, создан единый диспетчерский пункт управления наружным освещением. Всего в Алматы около 80000 светоточек. Планируется полная замена натриевых ламп на светодиодные, установка более 1000 автоматических шкафов управления наружным освещением и многое другое. Но почему то сроки выполнения этих планов сдвигаются. Два года назад пресса писала о том, что «Освещение Алматы к 2017 году станет светодиодным»

Прогнозы не сбылись.

Модернизация систем городского освещения в Казахстане – Почему этого никогда не случиться?


Сегодня лишь часть натриевых ламп заменена светодиодными, преимущественно в центре города. «Спальные районы» по-прежнему жалуются на неисправные фонари, длительные перебои с освещением, низкое качество освещенности. Случаи, подобные описанному здесь - не редкость.

Работники ЖКХ и власти города указывают главную причину нерешительного движения навстречу модернизации: недостаток финансирования. Очевидно, это так, и инвестирование могло бы помочь. Но не в последнюю очередь безрадостные перспективы по модернизации уличного освещения объясняются сложившимся порядком работы коммунальщиков, который устраивает всех кроме конечного потребителя.

Возможно, для ЖКХ перспективы экономии в будущем не дают реальной заинтересованности в экономии уже сегодня.

Так, серьезной статьей расходов являются ежемесячные фиксированные тендеры по замене перегоревших ламп. То есть заранее предполагается, что определенное количество ламп перегорит, и никто не заинтересован в снижении этого количества, в долгом сроке службы лампы. Кроме того, в тендере выигрывают самые низкие по цене лампы, соответствующие стандартным техническим параметрам, указанным производителем. Как правило, это лампы невысокого качества, уже через месяц требующие замены. Так происходит потому, что формальные требования к лампам уличного освещения не учитывают таких критериев, как срок службы, энергоэффективность, не говоря уже о индексе цветопередачи, хорошей светоотдаче, отсутствии мерцаний и других условиях, важных для конечного потребителя. На сегодня не существует единого регламента внедрения, эксплуатации, сопровождения, сертификации ламп уличного освещения. Сертификация проходит только по стандартным техническим характеристикам, указанным продавцом, и электромагнитной совместимости.

Это приводит к ситуации, когда регулярные затраты на замену ламп уличного освещения не приносят даже того результата, который могли бы принести. Вопрос качества освещения, «как светит» та или иная лампа, никого не интересует.

Качество освещения - действительно важный критерий, который игнорируется при закупке ламп. Качество это складывается из нескольких составляющих.
Срок службы отражается на качестве освещения. После определенного количества часов работы он падает на 50% и более. Используемые сегодня лампы с низким сроком службы, если и светят, то не на 100% первоначальной мощности.

Индекс цветопередачи. Чем он выше, тем естественнее глаз воспринимает окружающее. Эталоном является солнечный свет, близки к нему лампы накаливания. Но лампы накаливания давно не используются в уличном освещении. У используемых сейчас натриевых ламп он составляет всего 30%.
Светоотдача – главный показатель эффективности лампы, то есть, сколько люкс выдает та или иная лампа при одинаковом энергопотреблении. И здесь недорогие лампы проигрывают.

Отсутствие мерцаний – важный показатель, поскольку мерцания создают серьезный дискомфорт для глаз и могут служить реальной помехой, например, на дороге. Неисправная мерцающая лампа вместе с тем считается рабочей – она не заменяется и потребляет тоже количество электроэнергии, что и работающая нормально.

Таким образом, мы получаем низкое качество освещения по высокой цене ( поскольку эти лампы постоянно требуют замены). Не говоря уже о том, что используемые сегодня лампы не имеют опции изменения интенсивности освещения, мгновенного запуска и зависят от количества циклов включения/выключения.

Модернизация систем городского освещения в Казахстане – Почему этого никогда не случиться?


А между тем качество света, особенно на дорогах, имеет решающее значение. Низкая освещенность, плохая цветопередача, мерцание – все это приводит к искажению зрительной информации, усталости глаз, потере внимания, и как результат – повышает опасность ДТП. Водителям известен эффект «слепоты», наступающий в сумерках – когда естественного света уже недостаточно, и загораются фонари. В это время теряется четкость объектов, поскольку все окружающее окрашивается в серые полутона. А натриевые лампы ухудшают ситуацию, поскольку их цветопередача составляет всего 30% от естественной. В результате – значительное количество ДТП приходится на время сумерек. Проблему могли бы решить качественные светодиодные светильники, но пока существует система, поощряющая низкий срок службы и «круговорот ламп в природе», стимула для их установки нет.

Вторая значительная статья расходов ЖКХ – техническое обслуживание.

До недавнего времени управление освещением в г. Алматы осуществлялось следующим образом: на 80000 светоточек было около тысячи шкафов управления, и чтобы выключить/включить свет, необходимо было повернуть рубильник. То есть к каждому из шкафов отправлялся человек и этот рубильник поворачивал дважды в день. За работой фонарей наблюдали бригады техников, которые объезжали районы и отмечали неисправности. Часть из них они могли устранить немедленно, другие откладывались по разным причинам: нет нужного специалиста, нет автовышки, нет лампы, серьезное повреждение кабелей и т.п. Очевидно, приходилось содержать огромный штат работников, а качество обслуживания по современным меркам было низким. В план модернизации, заявленный «Алматы Кала Жарык» в 2015 году входила замена шкафов управления. В этом году ТОО «Казахстан электро» осуществлен проект «Автоматизированная система управления наружным освещением» (АСУНО), как сообщается здесь

Эта автоматизированная система из двух уровней – на верхнем – диспетчерский пункт управления, на нижнем - шкафы управления наружным освещением (ШУНО). Они связаны каналом GPRS связи. Что дает эта автоматизированная система? Освещение теперь управляется по календарному расписанию удаленно, кроме того, оператор может включить/выключить рубильник также удаленно в случае необходимости. Есть и ручное управление на панели шкафа. Вся электрическая нагрузка теперь отслеживается дистанционно: текущее напряжение по фазам на входящих линиях, потребляемая мощность, показания электросчетчиков и пр.

Если оставить в стороне проблемы переходного периода: шкафы, установленные, но не подключенные к сети, неисправные сети, неработающие линии, можно сказать, что внедрение АСУНО безусловно является шагом вперед по сравнению с тем, что было.

Автоматические системы управления освещением работают в крупных мегаполисах, например, в Москве, довольно давно. Ее преимущества перед ручным управлением очевидны. Реализаторы проекта называют АСУНО интеллектуальной системой освещения. К сожалению, это не совсем так. Для этого в системе не хватает еще одного уровня – конечных светоточек. Создатели предлагают «рассчитать суммарную продолжительность горения светильников и локализовать, таким образом, возможность выхода светильника из строя». То есть, качество света конкретной светоточки опять остается за бортом.
Предлагается опять фиксированное количество светочасов, после которых лампа гипотетически выходит из строя и проводится тендер на закупку новых ламп. Управление по календарному расписанию – это не управление по конкретной ситуации освещенности в месте установленной светоточки, здесь не учитываются туман или ясная лунная ночь, здесь нет места изменению интенсивности в зависимости от погодных условий, дорожного трафика и количества людей на улицах. По словам чиновников, в модернизированном центре управления сидят два диспетчера и принимают звонки от населения – по поводу работы фонарей на улицах.

Таким образом, мы получили «модернизацию вчерашнего дня». Возникает вопрос: зачем нужны такие промежуточные модернизации, напоминающие переход от ручного помола муки к ветряным мельницам, почему сразу нельзя построить «мукомольный завод»? Ведь есть отечественные разработки, есть апробированные решения.

Для того, чтобы освещение в наших городах стало «интеллектуальным», необходима реальная заинтересованность коммунальщиков в качестве освещения, предлагаемом конечному потребителю. А до тех пор, пока нет такой заинтересованности, настоящей модернизации не случится.
Свяжитесь с нами

Контакты

+7 727 279 18 59

+7 727 279 18 49

office@kb-avantgarde.kz

г. Алматы 050050
ул. Лобачевского 78, оф. 208

Реквизиты:

ТОО «КБ «Авангард»
БИН 110840003233
Счет №:KZ489650000070167779
в АО «ForteBank» г. Алматы
БИК IRTYKZKA Кбе 17 Св. по НДС 60001 №
0031719 от 22.08.2012г

Посмотреть на карте Алматы