Модернизация систем городского освещения в казахстане – почему этого никогда не случиться

Все чаще власти города заявляют о необходимости модернизации уличного освещения. Современные требования экологии и экономии электроэнергии, успешный зарубежный опыт по внедрению систем интеллектуального освещения, высокие критерии благоустройства и комфорта в мегаполисе, которым стремятся соответствовать руководители отечественных жилищно-коммунальных хозяйств – все это недвусмысленно указывает на необходимость незамедлительного решения давно назревшей проблемы. Есть и конкретные примеры: Казахстанская компания ТОО КБ 'Avantgarde' разработала «интеллектуальную» систему освещения, которая была успешно апробирована во многих проектах в различных странах, включая небольшой участок в г. Алматы. На сегодня на этом участке затраты на электроэнергию снижены более чем на треть, а число поломок сократилось практически до нуля: система работает стабильно и эффективно. Участие в международных выставках подтвердило уникальность отечественного продукта.

Акиматом г. Алматы ещё в 2013 году была запланирована масштабная модернизация системы освещения. Для этой цели было создано ГКП «Алматы Кала Жарык». Сейчас на его балансе находятся все линии и опоры наружного освещения, а также шкафы управления. Была проведена инвентаризация и создан единый диспетчерский пункт управления наружным освещением. В городе около 100 000 различных светильников. Планируется полная замена натриевых ламп на светодиодные и установка более 1000 (ШУНО) автоматических шкафов управления наружным освещением среди других мероприятий. Однако сроки выполнения этих планов продолжают сдвигаться. Еще в 2015 году пресса сообщала, что к «2017 году освещение Алматы станет полностью светодиодным».

Прогнозы не сбылись.

На данный момент лишь часть натриевых ламп в Алматы заменена на светодиодные, преимущественно в центральных районах города. Однако жители спальных районов продолжают сталкиваться с неисправными фонарями, частыми перебоями в освещении и низким качеством освещенности, что не является редкостью Основной причиной замедления модернизации, по мнению работников ЖКХ и городских властей, является недостаток финансирования. Несмотря на очевидность этого фактора и потенциальную выгоду от инвестиций, не менее значимой причиной является сложившийся порядок работы коммунальных служб, который устраивает всех, кроме конечных потребителей. Вероятно, отсутствие непосредственной заинтересованности в экономии ресурсов в настоящем мешает ЖКХ видеть перспективы экономии в будущем.

Одной из основных статей расходов в системе уличного освещения являются ежегодные фиксированные тендеры на замену перегоревших ламп. Заказы предполагают, что определенное количество ламп неизбежно выйдет из строя, что не стимулирует поставщиков увеличивать срок их службы. Кроме того, в этих тендерах обычно побеждают предложения с самой низкой ценой на лампы, которые удовлетворяют только базовым техническим требованиям производителей. Такие лампы часто оказываются низкого качества и требуют замены уже через несколько месяцев использования.

Основная причина — формальные требования к уличным лампам, которые не включают критерии, важные для пользователей, такие как срок службы, энергоэффективность, индекс цветопередачи, качество света и отсутствие мерцаний. На текущий момент отсутствует единый регламент по внедрению, эксплуатации, сопровождению и сертификации ламп уличного освещения. Сертификация обычно ограничивается только стандартными техническими характеристиками, заявленными продавцом, и электромагнитной совместимостью. В результате регулярные затраты на замену ламп не приводят к ожидаемому улучшению качества освещения, и вопрос о том, как светит та или иная лампа, остается без внимания.

Качество освещения является критически важным параметром, который часто игнорируется при закупке ламп для уличного освещения. Это качество состоит из нескольких ключевых составляющих:

Срок службы: после определенного количества часов работы световая отдача лампы снижается на 50% и более. Современные лампы с низким сроком службы не только быстро выходят из строя, но и светят не на полную мощность.

Индекс цветопередачи (CRI): чем выше этот показатель, тем естественнее и комфортнее глаз человека воспринимает окружающую среду. Солнечный свет считается эталоном с CRI, равным 100%, в то время как у натриевых ламп, часто используемых в уличном освещении, этот показатель не превышает 30%. Ради справедливости нужно отметить, что некачественные светодиодные лампы на рынке также не отвечают высоким стандартам светопередачи, а их установка вместо натриевых — в пустую потраченные деньги.

Светоотдача: это показатель эффективности лампы, измеряемый в люкс на ватт. Недорогие лампы обычно проигрывают по этому показателю, в то время как рекомендации мировых производителей составляют от 120-130 Lux на Вт.

Отсутствие мерцаний: мерцания могут вызывать дискомфорт для глаз и даже стать помехой на дороге. Неисправные мерцающие лампы, которые формально считаются рабочими, потребляют столько же электроэнергии, как и полностью исправные.

В итоге мы сталкиваемся с ситуацией, когда низкое качество освещения обходится гораздо дороже из-за необходимости постоянной замены ламп. Современные лампы не только не управляемы и не способны менять уровень яркости, но и изменение цветовой температуры освещения воспринимается как ненужная инновация. Переход на интеллектуальные управляемые системы освещения мог бы решить многие из этих проблем, снизив общие затраты и улучшив качество освещения на улицах

Качество света, особенно на дорогах, имеет критическое значение для безопасности. Низкая освещенность, плохая цветопередача и мерцание могут искажать визуальную информацию, вызывать усталость глаз и потерю внимания, что в свою очередь увеличивает риск дорожно-транспортных происшествий. Водители хорошо знают эффект «слепоты», который наступает в сумерки, когда естественный свет слабеет, а уличные фонари либо еще не включены, либо не обеспечивают достаточной яркости. В эти моменты объекты на дороге теряют четкость и окрашиваются в серые полутона, что значительно увеличивает вероятность ДТП.

Использование натриевых ламп с их низким индексом цветопередачи усугубляет эту проблему, делая условия вождения еще более опасными. Качественные светодиодные светильники с повышенной яркостью и лучшей цветопередачей могли бы решить эту проблему. Однако, из-за существующей системы, поощряющей низкий срок службы ламп и их постоянную замену, стимула к их установке пока нет. Реформирование этой системы может стать ключом к повышению безопасности на дорогах, особенно в критически важные сумеречные часы.

До недавнего времени управление освещением в г. Алматы было неэффективным: на 80 000 светильников приходилось около тысячи шкафов управления, требующих ручного включения и выключения дважды в день. Бригады техников ежедневно объезжали на дороги, фиксируя и устраняя неисправности, что требовало значительных затрат времени и ресурсов. Очевидно, что при таком подходе штат сотрудников был огромен, а качество обслуживания оставляло желать лучшего.

В рамках модернизации, инициированной компанией «Алматы Кала Жарык» в 2015 году, было решено перейти к автоматизированной системе управления наружным освещением (АСУНО), реализованной ТОО «Казахстан электро» в 2017 году. Система состоит из двух уровней: диспетчерского пункта управления и шкафов управления наружным освещением (ШУНО), связанных каналом GPRS. Теперь как заявляют в «Алматы Кала Жарык» освещение управляется дистанционно по календарному расписанию, что позволяет операторам включать или выключать свет по необходимости. Электрическая нагрузка также отслеживается дистанционно, включая напряжение, потребляемую мощность и показания электросчетчиков. Но это всего лишь слова а на самом деле «воз и ныне там!»

Автоматические системы управления освещением, какие уже давно функционируют в мегаполисах, являются значительным прогрессом по сравнению с ручным управлением. Однако реализованный в Алматы проект «АСУНО», называемый «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ» системой, к сожалению, не отвечает современным требованиям. Для истинной интеллектуализации системы необходима комплексная автоматизация, а одним из ключевых компонентов — это светодиодные светильники с возможностями диммирования и управления цветовой температурой. Без таких нововведений АСУНО остаётся лишь запоздалым экспериментом, ограниченным своевременным включениемвыключением наружного освещения, не затрагивая при этом качество освещения. Стоит отметить, что система так же не адаптируется к изменениям погоды, трафика или активности на улицах, что делает её устаревшей в условиях современных технологий. По словам чиновников, даже в модернизированном центре управления сидят два диспетчера и принимают звонки от граждан о неисправностях освещения. Видимо XXI век еще не настал.

Таким образом, мы сталкиваемся с модернизацией, которая скорее напоминает шаг назад, чем реальное улучшение. Вопрос остаётся открытым: зачем нужны такие промежуточные модернизации, напоминающие переход от «ручного помола муки к ветряным мельницам», почему сразу нельзя построить «мукомольный завод»? Ведь есть отечественные разработки, есть апробированные решения, которые бы реально преобразили бы уличное освещение наших городов? Настоящая заинтересованность коммунальщиков в качестве освещения, предлагаемом гражданам, является ключевым фактором для достижения настоящей модернизации, без которой улучшения останутся недостижимыми.

Овсеп Григорян

Свежие статьи

25.06.2020
Не в ногу со временем
Овсеп Григорян – Генеральный Директор КБ Авангард, о мировых реалиях муниципальных систем освещения и Казахстанском опыте.